Дислалия у детей и методы ее устранения

Аватар пользователя Милана

Дислалию у детей и методы устранения изучаются до сих пор. Этот дефект речи заключается в том, что проблем с развитием речевого аппарата и слуха не наблюдается, а присутствуют затруднения с произношением звуков. Если до 5 лет нарушение речи есть у всех детей, то после указанного возраста необходимо обследование у специалиста.

Что это такое?

Определение:

Дислалия (мед шифр код по мкб 10) – это нарушение звукопроизношения у детей с нормальной артикуляцией и сохраненным слухом.

В устной речи диагноз проявляется как смешение, замена мягкого звука твердым или искажение. Устаревшее название и синоним – косноязычие. Во врачебной практике это слово не используют.

Логопедическая работа при дислалии заключается в обследовании подвижности и строении речевого аппарата, механизма артикуляционной моторики, состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Если исправить дефект не удается, то помимо логопедического обследования, направляют на консультацию к детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу.

Классификация

Методы коррекции дислалии зависят от ее клинической классификации. Учитывая причины нарушения произношения звуков, врачи выделяют:

  1. Физилогоческую. Вызывает возрастная невнятность речи.
  2. Механическую или органическую. Связана с анатомическим дефектом артикуляционного аппарата.
  3. Функциональную дислалию (обусловлена социальными факторами). Делится на:
  • Cенсорную. Наблюдаются нейродинамические сдвиги в речеслуховом анализаторе.
  • Моторную. Возрастное нарушение речедвигательного анализатора, при котором движения языка и губ становятся неточными, хотя слуховое восприятие информации нормальное.

Нередко функциональная и механическая дислалия сочетаются.

Все виды дислалии и их характеристики напрямую завистя от физического состояния ребенка. В зависимости от того, какое количество искажается звуков, речевые дефекты подразделяют на:

  1. Простые (мономорфные). К ним относятся нарушения, при которых неправильно произносится один звук.
  2. Сложные (полиморфные). Встречаются у детей дошкольного возраста, дефектно произносящих звуки разных групп.

Причины возникновения

Замена звуков при дислалии может быть обусловлена несколькими факторами. При механической аномалии встречаются такие нарушения артикуляционного аппарата, как короткая уздечка языка, массивный или слишком маленький язык, малоподвижные губы, неправильный прикус, высокое узкое или плоское низкое небо, мелкие или редко расположенные зубы.

Функциональная дислалия связана с психологическими особенностями детей, так как строение артикуляционного аппарата не нарушено. Причиной может быть подражание неправильной речи родителей, педагогическая запущенность, минимальная мозговая функция, несформированность фонематического слуха, общая физическая ослабленность.

Симптомы

Дефекты произношения – это замена, пропуск, смешение или искажениезвуков.

Сигматизм - шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [з], [з’],[с], [с’];
Ротацизм - [р] и [р’];
Ламбдацизм - [л] и [л’];
Каппацизм – [к] и [к’];
Хитизм – [х] и [х’];
Йотацизм – [Й];
Гаммацизм - [г] и [г’].

Под основными симптомами дислалии подразумевается полное выпадение в конце, начале или середине слова. Он может заменяться по признаку твердости-мягкости или глухости-звонкости. Когда ребенок путает в речевом потоке два правильно произносимых звука (употребляет неуместно), то это говорит о их смешении.

Последовательность постановки звуков сложной дислалии у детей до 7 лет должна формироваться в соответствии с возрастом. Такая симптоматика как косноязычие, несформированность фонематического слуха, несовершенство речи при малой подвижности органов артикуляции или неправильная постановка звука исчезают в норме к 5 годам. Если этого не происходит, то нужна профессиональная коррекция дислалии любой этиологии с помощью индивидуальных логопедических занятий.

Диагностика

Основный метод обследования – выяснение логопедом особенностей протекания беременности, родов, перенесенных болезней новорожденного, состояние слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Первичная диагностика дислалии происходит по медицинской документации. Затем доктор переходит к визуальному осмотру подвижности и строения органов артикуляции, и оценивает выполнение серии упражнений по подражанию.

Логопед выявляют характер нарушения речи в разных позициях: слогах, словах, текстах, фразах. Далее проверяет фонетический слух. Методика логопедического воздействия – это проверка способности к слуховой дифференциации всех звуков речи. В заключении отображается форма аномалии, вид, разновидность неправильного произношения.

Коррекция дислалии

Когда проведено обследование, врач определяет соответствующие приемы формирования правильного звукопроизношения. Современные методы лечения патологии позволяют при небольших нарушениях произвести коррекцию за 1-2 месяца, а при сложных случаях – за пол года. Чем младше ребенок, тем быстрее идет процесс. Чтобы логопедические уроки были эффективны, сроки и продолжительность не должны быть реже 3 раз в неделю по 1 часу. Если нарушения носят центральный характер, то помимо занятий с логопедом, с ребенком нужно заниматься дома несколько раз в день.

Этапы коррекционной работы:

  1. Подготовительный. Устраняются анатомические дефекты при механической аномалии (пластика уздечки, курс ортодонтического лечения). Проводится развитие речевой моторики при функциональной дислалии (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика). Для правильного произношения логопед может проводить эксперименты: формировать направление воздушной струи, отрабатывать опорные звуки, развивать мелкую моторику.
  2. Формирование первичных навыков произношения. Изучаются способы постановки звуков (с механической помощью, по подражанию или смешанно). Устанавливается автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях, текстах. При смешении звуков логопед производит их дифференциацию.
  3. Формирование коммуникативных навыков. Заключительный этап включает развитие привычки безошибочно употреблять все отработанные звуки в любых ситуациях при общении.

Упражнения для устранения механической дислалии

Когда ребенок разговаривает сквозь сжатые зубы, но с ними все нормально, то дело в неправильном строении лицевых костей. Такая патология возникает, когда подвижна лишь нижняя челюсть, а движения верхней ограничены. Можно развить подвижность с помощью следующих упражнений, которые необходимо регулярно выполнять дома (все варианты делаются не меньше 5 раз):

  1. Открывать и закрывать рот, увеличивая между зубами раствор;
  2. Двигать с лева на право челюсть, потом взад-вперед;
  3. Верхними зубами покусывать нижнюю губу и наоборот;
  4. Верхними резцами энергично поводить по нижней и верхней губе поочередно;
  5. Смыкать последовательно сначала зубы, потом губы.

Артикуляционные упражнения для губ

Механическая аномалия часто происходит вследствие травмы ребенком губ, после чего на них образуются рубцы, ограничивающие подвижность органа. Улучшить губную функциональность можно с помощью специального массажа и артикуляционных упражнений:

  • «Трубочка». При плотно зажатых зубах надо губы вытянуть вперед, удерживая в таком состоянии 10 секунд.
  • «Пофыркивающая лошадь». Губы следует расслабить, фыркнуть ими наподобие лошадиного звука не меньше 10 раз.
  • «Улыбка». В естественном положении и сжатых заборчиком зубах нужно выдержать время от 10 секунд.
  • «Воронка». При разомкнутых зубах на счет «раз» надо губы вытянуть трубочкой вперед, на «два» втянуть губы внутрь, подвернув за зубы. Упражнение желательно проделать больше 10 раз.
  • «Прятки». Нижняя губа спрятана за передние верхние зубы так, чтобы была видна только верхняя, словно над подбородком нависает. Удерживать ее нужно не менее 5 секунд в таком положении.

Прогноз и профилактические мероприятия

Основное условие профилактики дислалии – это здоровый образ жизни с первых дней после рождения. Ребенку нужен массаж, зарядка, закаливание, что благотворно повлияет в дальнейшем на развитие речи. Когда малыш еще не произносит слоги, с ним надо разговаривать, рассказывать сказки. И это не обязательно чтение. Описывайте предметы, говорите о том, что делаете: играете, убираете, готовите.

Для профилактики механической дислалии следует обращать внимание на развитие прикуса. Постоянно проверять, насколько правильно растут нижние и верхние зубы по отношению друг к другу, проявлять всестороннюю заботу о физическом развитии. Если вовремя выявить анатомические и психологические нарушения, то ребенку не понадобится психоанализ и помощь логопеда.

Статья обновлена: 23.04.2019